
В России полным ходом идет внедрение нового механизма экономического регулирования — расширенной ответственности производителей и импортеров товаров за утилизацию отходов. Обязанность по утилизации произведенной продукции была возложена на производителей и импортеров товаров с 01.01.2015, и именно с 2015 г. началось формирование отрасли по утилизации отходов, в т. ч. товаров и продукции, отслуживших свой срок.
Основной целью внедрения РОП является переход от захоронения отходов к их полной утилизации или включению в процесс переработки и, как следствие, снижению негативной нагрузки на окружающую среду. В результате реализации стратегии в РФ постепенно будет создана перерабатывающая отрасль, отвечающая современным запросам, а также сформируется экологическая культура на всех этапах жизненного цикла отходов, начиная от их образования и заканчивая переработкой для получения дополнительных источников сырья и вовлечения отходов в хозяйственный оборот.
Расширенная ответственность производителя предполагает, что производитель и импортер товаров принимает на себя ответственность за утилизацию выпущенной или ввезенной продукции в конце ее жизненного цикла. При этом статьей 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (установлены три варианта исполнения РОП:
• самостоятельное выполнение импортерами и производителями товаров нормативов утилизации;
• заключение договоров с предприятиями — переработчиками отходов;
• уплата экологического сбора.
В 2015 году были установлены нулевые нормативы утилизации, а декларации собирались в тестовом режиме. В ходе 2016 г. и 2017 г. был выявлен целый ряд сложностей в исполнении требования по реализации РОП, и бизнес-сообщество в лице представителей крупных производственных компаний и профессиональных отраслевых союзов начали активный диалог с Минприроды, Росприроднадзором и Правительством РФ. Ситуация складывалась непростая: крупные ответственные производители не хотели нести репутационные риски в связи с неисполнением законодательства, однако, и исполнить его они были не в состоянии по причине противоречий и неуточненных формулировок в законе.
Осознавая всю важность проблематики, Союз Стекольных Предприятий совместно с Российским Союзом Промышленников и Предпринимателей активно включился в разработку предложений поправок к законодательству и нормативным актам. В тесном сотрудничестве с ассоциациями и представителями бизнеса Минприроды России создало «дорожную карту» с указанием основных изменений, часть из которых уже вступили в силу.
Распоряжением Правительства РФ №1886-р от 24.09.2015 г. (в ред. От 04.05.2017 г.), был утвержден перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств. В связи с этим переработчики стекла столкнулись со следующей проблемой: часть производимых товаров, являющихся так называемыми «полуфабрикатами», то есть основой для производства другого готового изделия, могли быть неоднозначно классифицированы государственными органами при проведении контрольно-надзорных мероприятий выполнения РОП и обложены экологическим сбором дважды. После выявления проблемы, было созвано заседание экспертной группы Минпромторга, по итогам которого специалисты Минпромторга признали существование проблемы и направили письмо в Минприроды с обоснованием необходимости внести изменения в нормативные правовые акты в части закрепления критериев отнесения продукции к готовому товару и способов подтверждения выпуска продукции как готового товара и как «полуфабриката» при подаче отчетности. В список продукции, которая может являться одновременно и готовым товаром и «полуфабрикатом», вошли сталинит, безопасные многослойные стекла, изделия из изолирующего многослойного стекла, стеклопакеты для наземного транспорта и стеклопакеты, используемые для изготовления оконных блоков, но также применяемые при фасадном остеклении зданий.
РСПП со своей стороны для решения обозначенной проблемы создал рабочую группу под руководством Меланевской Любови Александровны (исполнительного директора «РусПЭК», менеджера по нормативному регулированию в сфере экологии в компании Coca-Cola). В состав группы вошли Сергей Секин (ССП), Константин Кушнир («Сибирская генерирующая компания»), Ольга Логинова (Управление по работе с федеральными органами власти ПАО «ЛУКОЙЛ»), Валентин Луценко (Комитет РСПП по экологии и природопользованию), Николай Нефедьев (АО «ОХК «УРАЛХИМ»), Павел Рудяков («Самсунг электроникс»), Татьяна Титова (ОАО «Группа Илим») и Надежда Чурмеева (Ассоциация производителей шин).
В итоге проделанной работы Минприроды внесли необходимые изменения, и 25.07.2018 года вышло постановление Правительства №868 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 24.12.2015 №1417», в котором приведена форма декларации с примечаниями, устанавливающими в том числе, что изделия, не являющиеся готовыми к употреблению и реализуемые в качестве комплектующих либо сырья для производства других товаров не попадают под требования РОП.
Несмотря на эту и ряд других побед профессионального бизнес-сообщества, остаются еще задачи, над решением которых предстоит работать.
Например, недавно мы узнали о предложении включить экосбор в Налоговый кодекс, превратив его в «Экологический налог». Несмотря на заявления Минфина о том, что эти изменения не приведут к увеличению налогового бремени на бизнес, ССП совместно с КЭП РСПП и другими профессиональными объединениями намерены проактивно работать над тем, чтобы доказать неконструктивность данной инициативы. Уже сегодня ведется работа над составлением соответствующего обращения в Правительство РФ.