Углеродная нейтральность России: пути достижения и роль бизнеса

« Назад

Углеродная нейтральность России: пути достижения и роль бизнеса 23.10.2021 00:41

С 30 декабря 2021 г вступает в силу Федеральный закон от 02.07.2021 N 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов». Новый закон направлен на создание условий для устойчивого и сбалансированного развития экономики России при снижении уровня выбросов парниковых газов благодаря государственному учету, установлению целевых показателей и поддержке деятельности по сокращению выбросов, а также увеличению поглощения парниковых газов.

Еще в 2019 г Россия присоединилась к Парижскому соглашению о снижении уровня выбросов, таким образом выразив поддержку мировой климатической повестки. Однако именно в последнее время началась максимально активная работа и поиск новых решений в контексте устойчивого развития и перехода к углеродной нейтральности.

Президент России обозначил цель — снизить накопленный объем чистой эмиссии парниковых газов, повысить энергоэффективность в ключевых отраслях экономики, а также создать рынок углеродных единиц. Практика производства углеродных единиц стала актуальна в свете планов Евросоюза по введению углеродного налога.

Представители власти и крупного бизнеса рассмотрели вопросы государственного углеродного регулирования и поставили цель — в следующие 30 лет накопленный объем чистой эмиссии парниковых газов в России должен быть ниже, чем в Европе. Один из важных показателей для достижения так называемой углеродной нейтральности — поглощение парниковых газов. В будущем российским предприятиям предлагается не только снизить их объем, но и научиться улавливать и полезно использовать углекислый газ.

Потенциал декарбонизации российской экономики оценивается экспертами как крайне большой. В конце прошлой недели Минэкономразвития представило на согласование проект Стратегии низкоуглеродного развития до 2050 г. Стратегия предусматривает повышение энергоэффективности в промышленности, а также в строительстве и ЖКХ за счет применения новых строительных материалов, разработки инструментов контроля требований энергоэффективности в проектной документации, присвоения классов энергоэффективности зданиям на этапе строительства, вторичного оборота отходов от сноса зданий.

Переход на "зеленые" проекты в текущих реалиях безусловно потребует дополнительной инфраструктуры, реформирования и больших инвестиций. Тем не менее он неизбежен на фоне общемировых тенденций.

Также 21 сентября 2021 года состоялся круглый стол Всемирного банка на тему «Перспективы развития сертификации снижения углеродных выбросов в жилом фонде в России», в рамках которого были представлены результаты исследования международной практики верификации и сертификации сокращения углеродных выбросов жилыми зданиями с последующим размещением полученных углеродных единиц на независимых международных торговых площадках или в национальных реестрах учета углеродных единиц.

Будучи вторым по величине потребителем энергии в России (после промышленности), жилищный сектор обладает огромным потенциалом экономии энергии и сокращения выбросов парниковых газов при условии проведения его энергоэффективной модернизации.

По данным Фонда содействия реформированию ЖКХ, к 2020 году насчитывалось 652 дома с энергоэффективными технологиями в 66 регионах России. В масштабах страны это чрезвычайно низкий показатель. Строительство энергоэффективных домов не является до сих приоритетным, поскольку применение современных технологий и материалов ведет к удорожанию строительства на 7–14%. Это должно измениться в ближайшее время, поскольку экономический и экологический эффект от эксплуатации энергоэффективных объектов позволяет быстро окупить дополнительные затраты и получить заметную экономию в потреблении коммунальных ресурсов и более комфортные условия проживания. При этом важно не только строить новое энергоэффективное жилье, но и модернизировать старое. Реновация жилищного фонда будет способствовать снижению выбросов парниковых газов при генерации тепла и кондиционировании.

В программе энергосбережения при строительстве и эксплуатации зданий светопрозрачным конструкциям должна отводиться одна из ведущих ролей, поскольку современный уровень их теплозащиты и энергоэффективности не уступает, а по некоторым параметрам и превосходит ограждающие конструкции зданий.

Экспертами была проведена оценка экономической целесообразности инвестирования в капитальный ремонт зданий, с целью повышения энергоэффективности и создания Углеродных Единиц. Ее результаты показали, что только при строительстве 500 и более зданий будет выгодно инвестировать, и при этом зарабатывать углеродные УЕ. Причем заработанные УЕ могут учитываться при экспорте продукции для снижения углеродного следа и минимизации трансграничного углеродного налога, когда он будет применим для стекольной и строительной отрасли.

В настоящее время Центр отраслевого консалтинга при Финансовом университете (И.Ю. Золотова) в сотрудничестве с Союзом Стекольных Предприятий разрабатывает проект "Климатического капремонта".

Председатель комитета РСПП по климатической политике и углеродному регулированию Андрей Мельниченко отметил большой интерес к реализации экологических проектов со стороны частных компаний. Стекольному бизнесу необходимо оперативно включиться в работу, чтобы бизнес и власть смогли выработать консолидированные позиции в вопросах механизмов управления климатическими проектами, способов и стоимости достижения углеродной нейтральности при модернизации производств и жилого фонда, особенностей налогообложения.


Анонсы меропритиятий
Телефон:

Нарушение авторских прав может повлечь гражданско-правовую, административную и/или уголовную ответственность. Рекомендуем Вам ознакомиться с ответственностью за нарушение авторских прав.