В конце 2017 г. Дмитрий Медведев утвердил нормативы утилизации товаров и упаковки на 2018—2020 годы. Несмотря на первоначальное предложение Минпромторга сделать сразу обязательной полную утилизацию ряда товаров и упаковки, Правительство решило постепенно повышать нормативы в течение трех лет до уровня, который простимулирует предприятия перейти к полноценной переработке. Ряд изменений коснулся изделий из стекла и светопрозрачных конструкций.
Новые нормативы призваны снизить нагрузку на окружающую среду, простимулировать использование отходов как дополнительных источников сырья и постепенно привести к созданию в РФ эффективной отрасли по утилизации.
Однако, ряд нерешенных проблем вызывает беспокойство у представителей бизнеса, препятствует реализации проекта и требует доработки нормативных правовых актов.
Например, вопрос уплаты экологического сбора за производство комплектующих элементов, к которым с 2014 г. относятся такие продукты как триплекс, сталинит, стеклопакеты для зданий и наземного транспорта и другие, по прежнему требует пересмотра. Согласно действующему законодательству, экологический сбор платит каждый переработчик, участвующий в цепочке по созданию продукта. С 2016 г. ССП активно борется за право отрасли платить сбор за «комплектующие» один раз, при выпуске конечного продукта. ССП получил письмо Минприроды России, подтверждающее признание позиции представителей стекольной отрасли обоснованной, однако, изменения в подзаконные акты так до сих пор не приняты.
На прошедшем в конце марта заседании Комитета по экологии РСПП представители крупного бизнеса поддержали ряд замечаний и предложений по Проектам Постановлений Правительства. Среди прочих, обсуждалось вынесенное на совещании в Правительстве РФ 15.03.2018 г. предложение включить экологический сбор в Налоговый кодекс и увеличить его ставку.
РСПП считает, что включение экологического сбора в Налоговый кодекс приведет к смещению фокуса с реальной утилизации отходов путем самостоятельного исполнения ответственности предприятиями на максимальный сбор финансовых средств. Кроме того, в случае администрирования экосбора сотрудниками налоговой полиции, для бизнеса будут созданы дополнительные административные барьеры и ужесточены наказания, что никоим образом не приведет к снижению уровня утилизируемых отходов.
Повышение ставок экологического сбора РСПП также считает недопустимым, поскольку в РФ пока отсутствует практика по расходованию сбора государством на утилизацию отходов, и, соответственно, нет возможности оценить, насколько текущая ставка обоснована. Хотя по ряду предложений по утилизации от коммерческих предприятий есть основания полагать, что текущая ставка завышена.
По результатам совещания, РСПП планирует завершить подготовку и внесение предложений РСПП для осуществления необходимых изменений в подзаконных актах по РОП в 2018 г., а также разработать предложения РСПП по недопущению включения экологического сбора в Налоговый кодекс РФ для направления их в Правительство РФ и Государственную думу ФС РФ.